Хочу представить Вашему вниманию разговор, который состоялся между администратором сайта Зоологического музея ТНУ – Сергеем Владиславовичем Леоновым – и заведующей музеем – Ириной Николаевной Грищенко.
— Ирина Николаевна, что сделано за год, какие планы?
— За минувший год сотрудники музея изготовили 12 новых экспонатов: таксидермист Александр Алексеевич Стрюков сделал чучела ястреба-тетеревятника; сокола-сапсана-кречета (гибрид); обыкновенного павлина; я изготовила чучела обыкновенной белки и белки Дегу; ушастого ежа; вдвоем (Стрюков в качестве таксидермиста, а я – в качестве художника) мы сделали трех птиц-носорогов и двух кафрских рогатых воронов; Дмитрий Борисович Старцев поработал как художник-бутафор: он сделал макет рамфоринха (летающего ящера).
— А что значит разделение – таксидермист и художник?
— На самом деле, конечно, таксидермист должен быть и художником и скульптором, просто мы с Александром Алексеевичем немножко разделили функции: он подготовил чучела, а я подкрасила их клювы, головы, лапы, чтобы передать естественную окраску.
— Еще какие-нибудь новые экспонаты?
— Да, мы втроем (Стрюков, Старцев и я) изготовили биогруппу «Росомаха и другие обитатели тайги», которая уже экспонируется в музее.
— Откуда в музей попали экспонаты, о которых вы мне рассказали?
— Ушастый еж был добыт Николаем Михайловичем Ковблюком. В полевых условиях он поместил ежа в небольшую баночку со спиртом. Спирт проник совсем неглубоко под поверхность кожи, поэтому, когда банку вскрыли, запах меня чуть не сшиб. Пришлось терпеть. Белку Дегу нам принесла сотрудница Ботанического сада Ирина Казакова, они с мужем содержат дома целый зоопарк. Обыкновенную белку сбила машина, ее принес кто-то из студентов. Когда А.А. Стрюков был на конкурсе по таксидермии, он договорился с одним таксидермистом о приобретении шкур росомахи и песца – из них тоже сделаны чучела. Очень много животных передал музею директор зоопарка «Сказка» Олег Зубков. Птицы-носороги и кафрские вороны – это как-раз его бывшие питомцы, которым мы дали вторую жизнь.
— Как в целом оцените 2011 год?
— Отлично! Музей развивается, пополняется новыми экспонатами. Проведено 304 экскурсии для студентов, школьников, жителей и гостей Симферополя. Как обычно, мы проводим благотворительные экскурсии для малоимущих, инвалидов. За год музей посетило больше 6 тысяч человек. Александр Алексеевич (Стрюков – прим. С. Л.) участвовал в открытом чемпионате России по таксидермии и занял III призовое место (мы уже сообщали об этом – С. Л.). Год успешен. Сдвинулось с мертвой точки дело с малым залом. Ремонта мы ждали несколько лет, и все это время малый зал не работал. В конце марта планируем сдать. Реконструкция стала возможна благодаря помощи ректора – Николая Васильевича Багрова, хочется поблагодарить и главного бухгалтера университета – Инну Юрьевну Ходыкину за понимание и поддержку. Строители уже сделали евроремонт, сейчас оформлением зала занимаются дизайнеры. Мы тоже не сидим сложа руки. В стеклянных витринах монтируются многочисленные экспонаты: коллекции кораллов и губок, червей, моллюсков, ракообразных и паукообразных, насекомых и иглокожих животных. Отдельно смонтированы коллекции тропических бабочек и жуков, а также насекомых Крыма. Работу по созданию экспозиции отдела беспозвоночных животных ведут сотрудники музея и кафедры зоологии: Ирина Николаевна Грищенко – зав. музеем, Дмитрий Борисович Старцев – ведущий специалист музея, Виктор Васильевич Соловьев – ассистент кафедры зоологии, Владимир Николаевич Подопригора – доцент кафедры зоологии, Павел Евгеньевич Гольдин – тоже доцент, аспирант Антон Надольный и старший лаборант музея Дмитрий Александрович Скляренко. Курирует работу заведующий кафедрой зоологии Михаил Владимирович Юрахно.
— Вся ли экспозиция сохранится, появится ли что-то новое?
— Экспозиция будет представлена вся. Запланированы две новых диорамы: «Пресноводный водоем Крыма» и «Крымская яйла». Будет светодинамическая установка «Древо жизни». Собран большой палеонтологический материал, но витрины с ним мы разместим в большом зале музея.
— Возникает такой вопрос: в музее постоянно появляется что-то новое, а места не хватает… есть надежда, что новые поступления можно как-то разместить в экспозиции?
— Стараемся показать всё. Кроме витрин будут еще специальные ящики, как в комоде, и во время экскурсии экскурсовод сможет достать оттуда что-нибудь интересное и показать посетителям.
— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о диорамах.
— В диораме «Пресноводный водоем» мы планируем в основном показать подводный мир, ну и тех животных, которые обитают рядом с водоемом. У нас будет рак, стрекозы, тритон, лягушки и другие животные.
— А что мы увидим на Чатырдаге?
— Здесь будет показана яйла с цветущими маками, над ней будут порхать разные насекомые. Хотим летом собрать растения, чтобы сделать плавный переход от изображения к натуральным объектам. На переднем плане хотим сделать паутину с пауком. Диорамы будут озвучены шумом воды, жужжанием стрекоз, кваканьем лягушек, голосом квакши и другими звуками. Этим занимается Павел Евгеньевич Гольдин.
— Смотрите, чтобы он не добавил в запись к пресноводному водоему голоса своих любимых китов…
— Я думаю, он так не сделает,- улыбается Ирина Николаевна.- Вообще, создание диорамы – это долгий, творческий процесс, к условленному сроку в окончательном виде мы их не представим, хотя знать об этом будем только мы, и мы будем реализовывать наши замыслы, пока не получится то, что задумано.
— Спасибо, Ирина Николаевна, за интересную беседу, я постараюсь, в свою очередь, своевременно сообщать на сайте о том, что нового происходит в музее, о появлении новых экспонатов и надеюсь, что вы мне в этом поможете.